Добро пожаловать на форум КИР "Путь Предков"

АвторСообщение
Brodir
Хёвдинг




Сообщение: 48
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.11.12 15:43. Заголовок: Приёмы вышивки эпохи викингов


Приёмы вышивки эпохи викингов

Carolyn Priest-Dorman

Перевод: Сигню Ингольвсдоттир

Начало развития ремёсел, связанных с работой иглой, в Скандинавии датируется каменным веком. Ткачество в Скандинавии появилось довольно поздно по сравнению с другими народами, только в бронзовом веке (Лизе Бендер Йоргенсен (Lise Bender Jørgensen)). Тем не менее, как это следует из инвентаря погребений времён Великого переселения народов и эпохи викингов, искусство быстро прижилось и стало стремительно развиваться.

Возможно, из-за позднего развития ткачества, техника вышивки и декоративного текстиля формировалась медленно. Судя по находкам тканей эпоха викингов была начальным этапом развития искусства вышивки.

Tjald (занавес) и Refil (шерстяной фриз, подобный гобелену из Байо) эпохи викингов создавались из шерсти и льна, но не вышивались (Гертруда Гренандер-Нюберг (Gertrud Grenander-Nyberg)). Так же дело обстояло и с предметами домашнего обихода, такими как подушки, наволочки, покрывала, скатерти. Это указывает на традицию ткачества с использованием разных волокон, в том числе тонкой проволоки.

Наколько представляется нам в SCA (Society for Creating Anachronisms), вышивка не была освоена викингами до первой половины IX столетия. В то же время, существенное влияние соседних народов, с которыми они контактировали, давало свои плоды в технологиях и искусстве.

Мало помалу викинги начали подражать своим соседям в текстиле и орнаментации одежды. Выделились два основных стиля вышивки:

Стиль, сформировавшийся под влиянием западных земель, представленный находками из Бъеррингхой (Bjerringhøj) и Йорвика (Jorvik);

Стиль, который сформировался под влиянием востока (находки из Бирки (Birka) и Вальсгерде (Valsgärde).

Приёмы вышивки эпохи викингов
“Западный стиль“ мог быть заимствован от англо-саксов. Вышивка чаще всего состояла из настила волокон на ткань и включала в себя швы, известные в современном мире как стебельчатый (stemstitch, гладь (couching), тамбурный (chain stitch и "шов-елочка" (herringbone stitch). Одна из самых ранних находок подобной вышивки (чисто скандинавского происхождения) – два женских платья из захоронения в Усеберге в Норвегии, которое датируется 834 годом. К сожалению, доступная информация о тканях из этого погребения во многих аспектах поверхностна и неопределённа. Очень трудно разделять вышивку на восточную и западную, но исходя из того малого, что мы знаем, шёлковая аппликация и орнамент на королевской мантии, а также росшив в виде звериных голов на одеждах слуг (Анне Ингстад (Anne Stine Ingstad)) более напоминает западную орнаментику, чем восточную. Расцвет "восточного стиля" приходится на IX век.

Это направление, представленное находками из Бирки (Швеция), было похоже на технику Киевской Руси, Византии или же было изначально славянским по происхождению с самого начала. Как и другие формы восточных орнаментов, этот тип вышивки требовал использования серебряной проволоки или нити для достижения декоративного эффекта. Фактически восточный стиль вышивки (или более верно – поверхностное декорирование ткани) включал в себя один или два приёма, которые требовали использования иглы: стебельчатый шов, гладь и, возможно, некоторые формы сетчатого шва (ösenstitch - mesh stich).

Сетчатый шов.

Строго говоря, ösenstitch не требует использования иглы, поскольку гораздо проще выполнять этот орнамент непосредственно проволокой, создавая тонкую плетеную трубку или полосу. Созданные конструкции нашиваются поверх ткани в качестве орнамента.

Возможно, подобная техника вышивки прочно не установилась до X века. Именно этим временем датируется находка из Bjerringhoj (Мамменский приход, Дания), откуда происходит известный "Мамменский топорик". В мужском погребении конца X века были обнаружены фрагменты шерстяных и саржевых тканей, возможно остатки плаща или других одежд с различными орнаментами, выполненными стебельчатым швом. Сейчас фрагменты ткани тёмно-коричневого цвета, но вполне возможно, что они были ярко окрашены. Два оттенка коричневой шерстяной нити могли быть двумя совершенно разными цветами. Некоторые сохранившиеся орнаменты выполнены только в контуре, хотя узор витых листьев выполнен по контуру разными оттенками одного цвета. Примечательно, что основная ткань покрыта отверстиями от иглы, что подразумевает присутствие другой, не сохранившейся вышивки. Основываясь на остатках шерстяных и шёлковых тканей, было заключено, что они вышивались дополнительно льняной нитью, которая редко сохраняется в погребениях.

По крайней мере, три погребения эпохи викингов в Вальсгерде (Швеция) содержат примеры вышивки серебряной металлической нитью. Возможно, это было веянием византийской моды. Информация по некоторым погребениям в Вальсгерде была опубликована Лизе Бендер Йоргенсен в общих чертах. Несколько разных фрагментов вышивки серебряной нитью по шёлку было найдено в погребениях 10, 12, 15. Три из них представляли собой расшив гладью на шёлковой основе, сотканной из полос. Одна находка была вышивкой на шёлковом твиле. Все эти орнаменты служили украшением костюма. Эти три погребения датируются X веком, что совпадает с возрастом златотканого орнамента "западного" стиля. Довольно сложно точно определить технику вышивки, использованную в фрагменте из погребения 15, но фотография показывает, что орнамент состоит из близко расположеных стежков стебельчатого шва или, возможно, некоторого вида глади. Бендер Йоргенсен подтверждает наличие вышивки гладью на некоторых остатках костюма из Вальсгерде. Это фрагмент предполагаемого ворота. Другие части показанные в издании "Мир Викингов" (World of the Vikings), называемые манжетами, хотя и по-другому орнаментированы, но выполнены тем же приёмом вышивки, что и ворот.

Известные примеры стебельчатого шва найдены в пяти захоронениях Бирки (Швеция). Это фрагменты мужской и женской одежды, которые датируются X веком. Использованные материалы включают в себя вышивку шерстяной нитью по сукну, шёлковой – по шёлку и золотую – по неизвестному, не сохранившемуся материалу. Один фрагмент представлял собой вышивку по декоративному шелковому твилу, который пришивался на льняную основу мужского костюма. Другой фрагмент был выполнен приемом стебельчатого шва и закреплял между собой два слоя сукна в виде окантовки костюма. Вышивка выполнялась таким способом, чтобы сэкономить нить. Стежки на изнаночной стороне ткани были короткими, а на лицевой - длинными, особенно когда использовалась золотая нить. Найден только один пример вышивки по ткани периода пребывания викингов в Йорке (Англия). Она была обнаружена на маленькой сумочке, датированной концом X - началом XI века. Внешняя сторона была сделана из красного атласа, который привозили из Византии, и декорирована шёлковым крестом грубой формы, выполненым приёмом тамбурного шва. Возможно, что эта сумка была единственным экземпляром.

Шов Вандайка (рисунок слева).

Приёмы вышивки эпохи викингов
Ещё один тип вышивки, который был распространён ещё до эпохи викингов – орнаментация шва. Пример шва на найденной наволочке из Саттон Ху (Sutton Hoo) (VII век), возможно, определял традиции Северной Европы. Один из швов, украшавших костюм из Осеберга, был перевит петлевидным швом двойной нитью. По моде IX – X веков находки из Хедебю и Бирки были декорированы шнуром или тканой тесьмой поверх швов. Находка в погребении из Маммена (X век) представляла собой шерстяную подушку с вышивкой поверх шва. Швы, использованные в находках из Саттон Ху и Маммена, идентичны и оба представляют собой толстую длинную полосу в виде косы. Но, всё-таки, шов, использованный на наволочке из Саттон Ху - сложный витой вариант шва Вандайка (Vandyke stitch).

А шов на подушке из Маммена (рисунок справа) намного проще и похож на вариант "шва-елочки".

Узоры и мотивы

То немногое, что можно извлечь из ислледований вышивок Вальсгарда, свидетельствует, что один из распространенных мотивов вышивки пришел из Византии. Ниже представлен рисунок стилизованого растительного мотива с фрагмента "воротника" из Грехем-Кэмпбелла. Оригинальная вышивка составляет около 4 сантиметров в ширину, выполнена на полосе шелка 6 сантиметров в ширину.


Другой мотив, для "манжет" - более маленький, и представляет из себя что-то вроде переплетения мотивов стиля Borre.

Большинство образцов стебельчатого шва на находках из Бирки не используют какой-то конкретный, узнаваемый мотив. Кажется, они в значительной степени используются для таких декоративных техник, как аппликация и укрепление краев. Более того, поскольку золотые нити чаще обнаруживаются отдельно от ткани основы, фактически невозможно определить, где они располагались изначально. Ниже приведен один из найденных мотивов - непрерывная ступенчатая линия. Вышивка также обнаружена в захоронении и вероятно, украшала шелковый пояс мужчины.


Немного информации доступно о мотивах вышивок из Осеберга. Археолог Мунксгаард ссылается на "красивые шелковые вышивки из Осеберга с различными животными с повернутыми головами, размещенными в кругах, напоминающх стиль Borre". Исследователь Ингстад приводит рисунок фрагмента в этом стиле. Два изображенных зверя очень стилизованы и могут быть оленями, львами, или, возможно, лошадьми. Они выполнены в несколькими цветах, и фон внутри контуров также заполнен стежками. Что касается вышитых тканей из раскопок Осеберга, - еще предстоит их исследвать и установить, насколько они относятся к вышивке эпохи Викингов.

Как минимум шесть различных мотивов появляются на различных фрагментах вышитых тканей из Маммена, но только некоторые из них представляют вышивки эпохи Викингов. Ниже приведены рисунки пяти мотивов.

1. 2. 3. 4. 5.

Шестой мотив крайне неполон, но возможно, он представляет птицу. Наиболее характерна для эпохи Викингов полоса из стилизованных круглых человеческих лиц, размещенных вертикально; каждое лицо выполняется контурами, около трех дюймов в диаметре, и они переплетены маленькими руками и скрученными фрагментами, которые напоминают виноградную лозу. Второй "человеческий" мотив - тоже маски, но гораздо менее проработанные; лица в нем - более овальны, и нет никакого переплетения. Эта интерпретация человеческого лица, за исключением отсутствия усов, подобна стилю изображения лиц со шкатулок из Бамберга). Третий мотив - нижняя часть четвероногого животного с ногами и ступнями, которые характерны исключительно для эпохи Викингов.

Два других мотива вышивки на ткани из Маммена гораздо более разнообразны в своем дизайне. Первый, вьющаяся виноградная лоза в виде треугольника шириной в дюйм, с непрерывными S-образными кривыми, явно родственна мотивам как Византийского, так и Англосаксонского стиля. Это выглядит удивительно "по-средневековому", в отличие от стиля Викингов, и весьма похоже на некоторые элементы мотивов стандартной листвы эпохи расцвета феодального периода. Второй мотив - пара четвероногих животных у узкого вертикального элемента, возможно, Дерева Жизни. Такие мотивы можно встретить на шелковых тканях восточного стиля. Эта последняя вышивка отличается гораздо более строгим дизайном по сравнению с живыми линиями других мотивов; возможно, она была адаптирована на основе иностранного мотива.

Если Вас заинтересовала история вышивки эпохи Викингов - обратитесь к списку литературы, содержащей более подробную информацию.

Библиография

Bender Jorgensen, Lise. 1992. North European Textiles before 1000 A.D. Aarhus, Denmark: Aarhus University Press

Bonde, Niels, and Arne Emil Christensen. 1993. "Dendrochronological dating of the Viking Age Ship Burials at Oseberg, Gokstad and Tune, Norway." Antiquity, 67, no. 256 (September 1993), pp. 575-83.

Geijer, Agnes. 1938. Die Textilfunde aus den Grabern. Birka: Undersuchungen und Studien III. Uppsala: Kungl. Vitterhets Historie och Antikvitets Akadamien.

Graham-Campbell, James. 1980. Viking Artefacts: A Select Catalogue. London: British Museum Publications, Ltd.

Graham-Campbell, James, and Kidd, Dafydd. 1980. The Vikings. London: Tabard Press and The Trustees of the British Museum.

Grenander-Nyberg, Gertrud. 1992. "Soumak Technique in Swedish Medieval Textiles." Archaeological Textiles in Northern Europe: Report from the 4th NESAT Symposium 1.-5. May 1990 in Copenhagen, ed. Lise Bender Jorgensen and Elisabeth Munksgaard, pp. 117-127. Tidens Tand 5. Copenhagen: Det Konglige Danske Kunstakademi.

Hagg, Inga. 1986. "Die Tracht." Chapter 8 of Systematische Analysen der Graberfunde, ed. Greta Arwidsson. Birka: Untersuchungen und Studien, vol. 2, no. 2, pp. 51-72.

Hagg, Inga. 1984. Die Textilfunde aus dem Hafen on Haithabu. Berichte uber die Ausgrabunge in Haithabu, 20. Neumunster: Karl Wachholtz Verlag.

Hald, Margrethe. 1980. Ancient Danish Textiles from Bogs and Burials, trans. Jean Olsen. Copenhagen: The National Museum of Denmark.

Ingstad, Anne Stine. 1982. "The Functional Textiles from the Oseberg Ship." Textilsymposium Neumunster: Archaeologische Textilfunde, 6.5 - 8.5.1981., ed. Lise Bender Jorgensen and Klaus Tidow, pp. 85- 96. Neumunster: Textilmuseum Neumunster.

1992. "Textilene i Osebergskipet," pp. 176- 208Oseberg-Dronningens Grav: Var arkeologiske nasjonalskatt i nytt lys, ed. Arne Emil Christensen, Anne Stine Ingstad, and Bjorn Myhre. Oslo: Schibsted.

Jensen, Jorn V. 1990. Vikingesmykker: Elegante Smykker i Kobber- og Solvtrad med Vikingeteknik og enkelt V?ktoj. Haarlev, Denmark: Privately published.

Munksgaard, Elisabeth. 1984. "The Embroideries from Bjerringhoj, Mammen." Festskrift til Thorleif Sjovold pa 70-arsdagen, ed. Mari Hogestol et al. Universitetets Oldsaksamlings Skrifter Ny rekke 5. Oslo: Universitetets Oldsaksamling.

Roesdahl, Else. 1982. Viking Age Denmark, trans. Susan Margeson and Kirsten Williams. London: British Museum Publications, Ltd.

Roesdahl, Else, and Wilson, David M., eds. 1992. From Viking to Crusader: The Scandinavians and Europe 800-1200. New York: Rizzoli International Publications, Inc.

Walton, Penelope. 1989. Textiles, Cordage and Fiber from 16-22 Coppergate. The Archaeology of York 17:5. Dorchester: The Council for British Archaeology and The Dorset Press.

Wilson, David, and Ole Klindt-Jensen. Viking Art, second edition. The Nordic Series, 6. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1980.





Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 13 [только новые]


Ulfrun
Унгфру




Сообщение: 34
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 13:50. Заголовок: Я правильно поняла: ..


Я правильно поняла: орнаментировались подол, рукава и ворот, как у славян?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Brodir
Хёвдинг




Сообщение: 61
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 17:59. Заголовок: По моим знаниям - т..


По моим знаниям - так и было. Либо вышивка, либо тесьма. Бьёрк и Веда больше рассказать могут.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 47
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 22:05. Заголовок: Да, поняла правильно..


Да, поняла правильно, вышивка была на рукавах, подоле и вороте. Но на нижней рубахе вышивку не делали, ее особо не украшали. Украшали верхнюю рубаху, ее и расшивали красиво.

люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 48
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 22:05. Заголовок: Да, поняла правильно..


Да, поняла правильно, вышивка была на рукавах, подоле и вороте. Но на нижней рубахе вышивку не делали, ее особо не украшали. Украшали верхнюю рубаху, ее и расшивали красиво.

люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Бьорк Сигурдсдоттир
Дроттинг




Сообщение: 47
Зарегистрирован: 14.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 23:40. Заголовок: Подол не распростран..


Подол не распространён - чаще ворот и рукава. Или если подол, то у передника, а не у рубахи (если судить по изображениям). Вышивка чаще делалась не на самой ткани, а на шёлковых полосах, которые пришивались на рубаху. Ещё можно отделывать просто шёлковыми полосками разного цвета.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ulfrun
Унгфру




Сообщение: 38
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.11.12 23:53. Заголовок: Подол не распростран..


Подол не распространён, но всё же есть. Полоски под вышивку обязательно из шёлка?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Бьорк Сигурдсдоттир
Дроттинг




Сообщение: 50
Зарегистрирован: 14.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 00:34. Заголовок: Вот честно - на подо..


Вот честно - на подол не помню сейчас упомнинаний. Раз Веда пишет - есть, значит, мелькал где-то.
Мне не попадалось описаний полосок из другого материала. Хотя из вышеприведённой статьи - вроде как найдены вышивки просто на ткани, но опять же как-то расплывчато они описаны. Как я понимаю, есть находки вышивки на самой одежде (по шерсти) и есть находки шёлковых полосок с вышивкой.
Выложила отдельно текстиль из Осеберга - там опять же есть картинки с шёлковыми полосами

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ulfrun
Унгфру




Сообщение: 41
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 13:52. Заголовок: Тогда вопрос: какой ..


Тогда вопрос: какой нитью вышивали? Как-то при личных встречах у нас заходил разговор о вышивании, и ты говорила, что использовали шерстяную нить. Шерсть на шёлке - это нечто! Шёлка у меня нет, но есть атлас (собственно, тоже из шёлка делается), могу принести в воскресенье этот жуткий опус вышивания шерстью по атласу.
Меня сильно сомневает, что, предположим, в каком-нибудь селении изобиловал шёлк. Неужто на льне никогда не вышивали?
Есть ещё такая информация к размышлению. Находила это касательно русских вышивок более позднего времени, но в деревне традиции меняются очень медленно, и многие архаизмы смоли дожить вплоть до 20 в. Так вот, делали вышивку по ткани на изделии. Изделие снашивалось. Вышивку отрезали (вместе с куском ткани) и пришивали на новое изделие. И так далее (пришитая полоса отпарывалась и перешивалась). Вплоть до того, что вышиски эти могли переходить по наследству от бабок и прабабок. Уж коли у шведов были неплохие культурно-экономическо-богзнаеткакие связи с Русью, не могла ли эта традиция придти, скажем, вместе с той же орнаментикой? Вышили шёлкове изделие. Шёлк сносился, отрезали полосу, перешили на другое. Хотя не отвергаю тот факт, что сама по себе шёлковая ткань красива, и ни что не мешало просто её вышить.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ulfrun
Унгфру




Сообщение: 42
Зарегистрирован: 15.10.12
Откуда: Россия, Курск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 14:17. Заголовок: Нашла у себя немного..


Нашла у себя немного информации по вышеупомянутым техникам вышивания. Может быть кому-то будет интересно. К сожалению, сканилось это очень давно, и в то время я не придавала особого значения текстовой информации, так что во многих местах она не полная. Благо картинки достаточно подробные.

Стебельчатый шов



Тамбурный шов





Бархатный шов (Ёлочка)







Сетчатый шов (Сеточка)







И ещё один шов, в приведённой здесь статье он не упомянут, но по технике исполнения похож на "Ёлочку", возможно, такой тоже бытовал.

Жгут



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 52
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 17:27. Заголовок: вышивать шерстью на ..


вышивать шерстью на шелке по-моему будет совсем неправильно! Нити совершенно разные по структуре и (главное) по толщине. Мне кажется на шелке вышивали шелковыми нитками. Если у дамы есть шелковое полотно, то дама богата и она будет вышивать шелковыми нитями, а не дешевой шерстью. Этак только полотно запортишь... поищу на чем вышивали шерстяными нитями. На льне такая вышивка шерстью смотрится нормально.

люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 54
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 17:50. Заголовок: Небольшая статья по ..


Небольшая статья по интересной отделке, перевод плохой, но понять можно. Завязывается отделка из Birka
Я пропустил картина первые несколько раз я пролистал Ткань и одежда в средневековой Европе . Он показал разделе пальто человека от Бирка (норвежский, ок. 1000 г.) со сложной отделкой чередования. При близком рассмотрении, я обнаружил, что отделка состоит из серебряной проволоки, спирально расположены в декоративных узлов крест-накрест. (Рис. 1). В результате отделки был нашит на полосу шелка, а затем в ткани одежды, которая позволила отделки должны быть удалены от одежды и повторно использовать с небольшой трудностью. Эта техника имеет все виды возможностей для создания периоде и еще простые и доступные отделкой. Ниже приведены инструкции для создания "узел Жозефины" (рис. 2) и узел «голова турка» (рис. 3), используемые в данном конкретном примере.
С проволочной спиралью серебра трудно найти, вы можете использовать лен, шерсть или шелк, как шнур. Существует также металлический корд с проволокой внутри, которые несут некоторые ремесленные мастерские. Это более хрупкой, чем чистое серебро или золото провод будет, так что имейте это в виду. Постарайтесь, чтобы ваш узлы одинакового размера и равномерно. Лучший способ сделать это, чтобы построить линии для соединительных шнуров (рис. 4). Pin эту бумагу к разделу подвесного потолка плитки, тканей смелые доска или кусок тяжелой гофрированного картона. Pin ваших узлов на бумаге рисунок, как вы работаете, чтобы сохранить картину даже.






люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 55
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 18:03. Заголовок: О! Гобелен из Байё д..


О! Гобелен из Байё датируется концом 11 века, он был вышит на льняном полотне шерстяными нитками. Вот и подтверждение моей теории!

люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Veda
Вредная




Сообщение: 68
Настроение: всегда отличное
Зарегистрирован: 14.10.12
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.11.12 20:31. Заголовок: Вышивка одежды из Би..


Вышивка одежды из Бирки!!

Вышивка стебельчатым швом выполнялась как шерстяными и шелковыми нитками, так и пряденым золотом и серебром. От вышивок металлизированной нитью сохранился только металл. Вышивка прочими швами выполнялась из проволоки. В этом реферате будет рассмотрена только вышивка нитками.

St 2. Bj 944. Вышивка стебельчатым швом шелковыми нитками по плохо сохранившейся ткани. Шелковая нить слабо скручена влево. Стежки выполнены так, что игла выходит справа от нити. На изнанке стежки маленькие. После того, как с ткани осторожно отчистили землю, стала вполне различима фактура: тонкий лен с примерно одинаковой плотностью в основе и утке, около 15х15 нитей/см. Строчки идут довольно параллельно друг другу, хоть и немного неровно, и скапливаются около края полоски шелка, на которой лежит серебряная (металлизированная) тесьма. Кажется, что тесьма оторочена тонкой тканью. Все вместе скомкано в плоский комок, к обратной стороне которого прилипли земля и дерево. В нескольких местах виднеется обычная серебряная тесьма.

St 3. Bj 735. Контурная вышивка шелковой нитью по шелку S4 (самит с узорами). Стежки редкие, немного косые.
– По небольшому фрагменту идет шов, переходящий в разрез, один край которого заходит за другой. Край разреза украшен стежками.

St 4. Bj 838. Стебельчатый шов шерстяными нитками. Вдоль начальной кромки фрагмента ромбовидной саржи (W10g) загнут припуск шириной ок. 15 мм и пришит ровной строчкой. Нитки – трощеная вправо шерстяная пряжа. Шов проходит через оба слоя ткани. Стежки на лицевой стороне необычно длинные (6–7 мм), на изнанке – почти незаметные.

люблю жизнь!!! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 38
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет